Исследования показывают, что интеллект человека ослабевает по мере того, как мозг становится зависимым от смартфонов.
Итак, вы купили этот новый iPhone. Если вы похожи на обычного владельца, вы будете брать свой телефон и пользоваться им примерно 80 раз в день — согласно данным, которые собирает Apple. Это означает, что вы будете консультироваться с маленьким глянцевым прямоугольником почти 30000 раз в течение следующего года. Ваш новый телефон, как и ваш старый, станет вашим постоянным спутником: вашим учителем, секретарем, исповедником, гуру. С ним вы будете неразлучны.
Смартфон уникален среди персональных технологий. Мы держим гаджет в пределах досягаемости почти круглосуточно и используем его бесчисленными способами, обращаясь к его приложениям и проверяя его сообщения, а также обращая внимание на множество предупреждений раз в день. Смартфон стал хранилищем, записывая и распределяя слова, звуки и образы, которые определяют, что мы думаем, что мы испытываем и кто мы есть. В опросе Gallup 2015 года более половины владельцев iPhone заявили, что не могут представить свою жизнь без устройства.
Мы любим наши телефоны по уважительным причинам. Трудно представить другой продукт, который бы обеспечил так много полезных функций в такой удобной форме. Но в то время как наши телефоны предлагают удобство и развлечения, они также порождают беспокойство. Их необычайная полезность дает им беспрецедентное влияние на наше внимание и огромное влияние на наше мышление и поведение. Так что же происходит с нашим разумом, когда мы позволяем смартфону такое господство над нашим восприятием и познанием?
Ученые начали исследовать этот вопрос — и то, что они открыли, является одновременно захватывающим и волнующим. Наши телефоны не только формируют наши мысли глубокими и сложными способами, но их влияние сохраняется даже тогда, когда мы не используем устройства. Исследования показывают, что поскольку мозг становится зависимым от технологии, интеллект ослабевает.
Разделение внимания препятствует рассуждению и производительности.
Адриан Уорд, когнитивный психолог и профессор маркетинга в Техасском университете в Остине, уже десять лет изучает, как смартфоны и интернет влияют на наши мысли и суждения. В своих исследованиях, как и в работах других ученых, он видит все больше свидетельств, что использование смартфона или даже слышание одного звонка или вибрации затрудняют концентрацию на серьезной задаче или работе. Разделение внимания препятствует рассуждению и производительности.
Исследование «Журнала экспериментальной психологии» 2015 года, в котором приняли участие 166 человек, обнаружило, что когда люди находятся в процессе выполнения сложной задачи, а их телефоны издают звуковой сигнал или гудят, то фокусировка колеблется и работа замедляется — независимо от того, проверяют люди телефоны или нет. Другое исследование 2015 года, которое опубликовали в «Журнале компьютерно-опосредованной коммуникации» и в котором приняли участие 41 пользователь iPhone, показало, что когда люди слышат звонок телефона, но не могут ответить на него, у них повышается кровяное давление, учащается пульс и тормозятся навыки решения проблем.
Предыдущие исследования не объясняли, отличаются ли смартфоны от многих других источников отвлечения внимания, которые заполняют нашу жизнь. Доктор Уорд подозревал, что наша связь с нашими телефонами стала настолько интенсивной, что их простое присутствие может снижать наш интеллект. Два года назад он и трое его коллег — Кристен Дьюк и Айелет Гнези из Калифорнийского университета в Сан-Диего и исследователь поведенческих исследований Disney Research Маартен Бос — начали гениальный эксперимент, чтобы проверить его догадку.
Исследователи приняли на работу 520 студентов в UCSD и дали им два стандартных теста на интеллектуальную остроту. Один тест измерял «доступную когнитивную способность» — меру того, насколько полно человек может сосредоточиться на конкретной задаче. Второй оценил «гибкость интеллекта» — способность человека интерпретировать и решать незнакомую проблему. Единственной переменной в эксперименте было местоположение смартфонов испытуемых. Некоторых студентов попросили положить их телефоны перед ними на столы; другим велели складывать их в карманы или сумки; третьи должны были оставить свои телефоны в другой комнате.
Когда телефон был ближе, интеллектуальные способности снижались.
Результаты были поразительны. В обоих тестах субъекты, чьи телефоны были на виду, показали худшие результаты, в то время как те, кто оставил свои телефоны в другой комнате, показали лучшие результаты. Студенты, которые держали свои телефоны в карманах или сумках, оказались посередине. Чем ближе был телефон, тем ниже были интеллектуальные способности.
В последующих интервью почти все участники сказали, что их телефоны не отвлекали — что они даже не думали об устройствах во время эксперимента. Они не обращали внимания, даже когда телефоны нарушали их сосредоточенность и размышления.
Второй эксперимент, проведенный исследователями, дал аналогичные результаты, в то же время обнаружив, что чем больше ученики используют свои телефоны в повседневной жизни, тем большие когнитивные нарушения они получают.
В апрельской статье в «Журнале Ассоциации по изучению потребителей» доктор Уорд и его коллеги писали, что «интеграция смартфонов в повседневную жизнь», по-видимому, вызывает «утечку мозгов», которая может ослабить такие жизненно важные умственные навыки, как «обучение, логические рассуждения, абстрактное мышление, решение проблем и креативность». Смартфоны настолько запутались в нашем существовании, что даже когда мы не всматриваемся в них и не прикасаемся к ним, они притягивают наше внимание, отвлекая драгоценные когнитивные ресурсы. Даже если мы просто подавляем желание проверить наш телефон, что мы и делаем регулярно и подсознательно в течение дня, уже может ослабить наше мышление. Исследователи отметили, что тот факт, что большинство из нас обычно держат телефоны «поблизости и на виду», только увеличивает умственные потери.
Выводы доктора Уорда согласуются с другими недавно опубликованными исследованиями. В аналогичном, но менее масштабном исследовании 2014 года (с 47 предметами) в журнале «Social Psychology», психологи из Университета Южного Мэна обнаружили, что люди, у которых были свои телефоны в поле зрения, пусть и выключенные, во время двух требовательных тестов на внимание и познание сделали значительно больше ошибок, чем у контрольной группы, телефоны которой остались вне поля зрения. (Две группы показали примерно одинаковые результаты в более простых тестах.)
В другом исследовании, опубликованном в «Прикладной когнитивной психологии» в апреле, исследователи изучили, как смартфоны влияют на обучение в лекционном классе с 160 студентами в Университете Арканзаса в Монтичелло. Они обнаружили, что учащиеся, которые не приносили свои телефоны в класс, набрали больше баллов за тестирование представленного материала, чем те, кто принес свои телефоны. Не имело значения, использовали ли студенты свои телефоны: все они одинаково плохо набрали. Исследование 91 средней школы в Великобритании, опубликованное в прошлом году в журнале «Экономика труда», показало, что, когда школы запрещают использование смартфонов, экзаменационные оценки учащихся существенно повышаются, причем наиболее слабые учащиеся получают наибольшую пользу.
Не только наше мышление страдает, когда телефоны поблизости. Социальные навыки и отношения, похоже, тоже попадают под удар. Поскольку смартфоны служат постоянным напоминанием обо всех друзьях, с которыми мы можем общаться в электронном виде, они привлекают наше внимание, когда мы общаемся с людьми лично, делая наши разговоры менее насыщенными и менее удовлетворяющими.
В исследовании, проведенном в Университете Эссекса в Великобритании, 142 участника разделили на пары и попросили поговорить один на один в течение 10 минут. Половина разговаривала с телефоном в комнате, а у половины не было телефона. Затем испытуемым давали тесты на близость, доверие и сочувствие. «Простое присутствие мобильных телефонов», — сообщили исследователи в 2013 году в «Журнале социальных и личных отношений», — «препятствовало развитию межличностной близости и доверия» и уменьшило «степень, в которой люди чувствовали сочувствие и понимание со стороны своих партнеров». Недостатки были самыми сильными, когда обсуждалась «личностно значимая тема». Результаты эксперимента были подтверждены в последующем исследовании исследователей из Virginia Tech, опубликованном в 2016 году в журнале «Environment and Behavior».
Доказательства того, что телефоны могут так сильно захватывать наше внимание, тревожат. Это говорит о том, что наши мысли и чувства далеко не ограничены в наших головах и могут искажаться внешними силами, о которых мы даже не подозреваем.
Ученые давно знают, что мозг — система мониторинга и мышления. Его внимание обращается на любой объект, который является новым, интригующим или иным образом поражающим, — на языке психологии это звучит как «значимый». Коммуникационные и медиаустройства, от телефонов до телевизоров, — всегда задействованы в этом инстинкте. Включенные или нет, они обещают бесконечный запас информации и опыта. Умышленно они захватывают и удерживают наше внимание так, как никогда не могли природные объекты.
Но смартфон выделяется даже в среде развлекательных медиа. Это магнит внимания, в отличие от всего того, с чем раньше приходилось сталкиваться нашим умам. Поскольку телефон заполнен таким количеством форм информации и множеством полезных и развлекательных функций, он действует как то, что доктор Уорд называет «сверхнормальным стимулом», который может «захватить» внимание, когда он поблизости от нас. Представьте себе, что вы объединяете почтовый ящик, газету, телевизор, радио, фотоальбом, публичную библиотеку и шумную вечеринку, на которой присутствуют все, кого вы знаете, — а затем сжимаете их всех в один маленький сияющий объект. Это то, что смартфон представляет для нас. Неудивительно, что мы не можем отвлечься от этого.
Ирония смартфона заключается в том, что те качества, которые мы находим в нем наиболее привлекательными — его постоянное подключение к сети, множество приложений, отклик, мобильность — дают ему такое влияние на наши умы. Производители телефонов, такие как Apple и Samsung, и разработчики приложений, такие как Facebook и Google, разрабатывают свои продукты так, чтобы они потребляли как можно больше нашего внимания в течение каждого часа бодрствования. И мы «благодарим» их за это, покупая миллионы гаджетов и загружая миллиарды приложений каждый год.
Четверть века назад, когда мы впервые начали выходить в интернет, мы верили, что Сеть сделает нас умнее: больше информации породит более острое мышление. Теперь мы знаем, что не так все просто. То, как мультимедийное устройство спроектировано и используется, оказывает минимум такое же влияние на наш разум, как и информация, которую устройство предоставляет нам.
Знания людей могут истощиться, поскольку гаджеты предоставляют им более легкий доступ к онлайн-данным.
Как ни странно, но знания и понимание людей могут на самом деле истощаться, поскольку гаджеты предоставляют им более легкий доступ к онлайн-хранилищам данных. В основополагающем исследовании 2011 года, опубликованном в журнале Science, группа исследователей, возглавляемая психологом Колумбийского университета Бетси Спарроу и включавшая в себя эксперта по памяти покойного Гарварда Дэниела Вегнера, предложила группе добровольцев прочитать 40 кратких фактических утверждений (таких как «Космический челнок “Колумбия” распалась во время повторного старта в Техасе в феврале 2003 года»), а затем ввела эти утверждения в компьютер. Половине людей сказали, что машина сохранит то, что они напечатали; второй половине сказали, что заявления будут немедленно стерты.
После этого исследователи попросили испытуемых записать как можно больше утверждений. Те, кто полагал, что факты были записаны в компьютере, демонстрировали гораздо более слабые воспоминания, чем те, кто полагал, что факты не будут сохранены. Прогнозирование того, что информация будет легко доступна в цифровом виде, казалось, уменьшило умственные усилия, которые люди предпринимали, чтобы ее запомнить. Исследователи назвали это явление «эффектом Google» и отметили его широкие последствия: «Поскольку поисковые системы постоянно доступны для нас, мы часто можем не чувствовать, что нам нужно записывать информацию внутри себя. Когда нам это будет нужно, мы посмотрим это в компьютере».
Теперь, когда наши телефоны упростили сбор информации в интернете, наш мозг, вероятно, перекладывает еще больше работы по запоминанию на гаджеты. Если на карту поставлены только воспоминания о тривиальных фактах, это может не иметь значения. Но, как сказал в своей лекции 1892 года новаторский психолог и философ Уильям Джеймс, «искусство запоминания — это искусство мышления». Только кодируя информацию в нашей биологической памяти, мы можем сплести богатые интеллектуальные ассоциации, которые составляют сущность личного знания. И вызвать критическое и концептуальное мышление. Независимо от того, сколько информации циркулирует вокруг нас, чем меньше у нас памяти, тем меньше мы можем думать.
Мы не очень хорошо отличаем знания, которые мы храним в голове, от информации, которую мы находим на наших телефонах.
Эта история имеет поворот. Оказывается, мы не очень хорошо отличаем знания, которые мы храним в наших головах, от информации, которую мы находим на наших телефонах или компьютерах. Как объясняли д-р Вегнер и д-р Уорд в статье «Scientific American» за 2013 год, когда люди обращаются к информации через свои устройства, они часто страдают от заблуждения интеллекта. Они чувствуют, будто «их собственные умственные способности» породили информацию, а не их устройства. «Проявления информационного века, похоже, создали поколение людей, которые чувствуют, что знают больше, чем когда-либо прежде», — заключили ученые, хотя «при этом они могут знать все меньше и меньше об окружающем мире».
Это понимание проливает свет на нынешний кризис доверчивости нашего общества, в котором люди слишком спешат отдать должное лжи и полуправде, распространяемой через социальные сети российскими агентами и другими агентами влияния. Если ваш телефон лишил вас способности различать, вы поверите всему, что он вам скажет.
Данные, как писала однажды писательница и критик Синтия Озик, — это «память без истории». Ее наблюдение указывает на проблему, позволяющую смартфонам управлять нашим мозгом. Когда мы ограничиваем нашу способность рассуждать и вспоминать или передаем эти навыки гаджету, мы жертвуем своей способностью превращать информацию в знания. Мы получаем данные, но теряем смысл. Обновление наших гаджетов не решит проблему. Нам нужно дать нашему разуму больше возможностей для размышлений. И это означает, что нужно установить некоторую дистанцию между нами и нашими телефонами.
Источник: статья в издании The Wall Street Journal
Читайте также: